Следуя по его cтопам

,

Том 10, глава 3
31 декабря 2008

 

Наши фестивали в Сиднее были гвоздем сезона. Программу мы назвали по-французски “Le Carnaval Spirituel” (духовный праздник). В декабре каждое наше шоу посещало более 500 человек. После Нового года мы отправились на север в Брисбан и провели еще одну серию успешных программ на Золотом побережье. Наконец, ближе к концу января, наша группа из 30 человек отправилась на юг, чтобы закончить фестивальный тур в Мельбурне.

Преданные были в восторге от посещения Мельбурнского храма, ведь там произошло столько событий, связанных со Шрилой Прабхупадой, который дважды посетил его в 70-е годы. В комнатах, в которых он останавливался, поддерживают идеальный порядок.
Когда мы подъехали, нас встретил преданный.

– У вас большая группа, – сказал он. – Нам придется постараться, чтобы разместить всех вас.

Он проводил меня наверх, распахнул дверь, затем повернулся ко мне и, широко улыбнувшись, сказал:

– Махараджа, Вы будете жить в спальне Шрилы Прабхупады.

Я остановился перед дверью.

– Ты уверен? – спросил я. Я почувствовал себя неловко от перспективы спать в комнате своего духовного учителя.

– Всю мебель вынесли в другую комнату Прабхупады, – объяснил преданный. – Во время больших фестивалей нам приходиться размещать старших преданных здесь.

Я с трепетом и благоговением вошел в комнату. Я увидел фотографии Шрилы Прабхупады на стенах и на каминной полке. Мягкий утренний свет проникал через окно, и из соседней комнаты доносился бхаджан в исполнении Шрилы Прабхупады. Было легко ощутить его присутствие.

Я склонился и поблагодарил Его Божественную Милость за честь провести несколько дней в столь священном месте. Я также помолился, чтобы у меня хватило сил на последние десять дней нашего тура. После двух месяцев дороги у преданных проявлялись признаки усталости, и я не представлял, где они возьмут силы для ежедневных харинам, чтобы рекламировать оставшиеся фестивали.

К тому же в Мельбурне уже несколько недель стояла небывалая жара, рекордная за последние сто лет, около 45 градусов по Цельсию. После того, как лесные пожары, раздуваемые знойными ветрами, охватили весь штат Виктория, департамент пожарной охраны объявил все леса в регионе зоной повышенной опасности. Тысяча домов была уничтожена и более двухсот человек погибли.

Из-за жары рельсы деформировались, поэтому некоторые поезда до Мельбурна отменили. Взрыв на подстанции оставил триста тысяч домов без электричества, и некоторые светофоры в городе перестали работать.

Следующим утром я встретился с преданными, узнать, посмотреть, готовы ли мы отправиться в город.

– Ехать – наша обязанность, – сказал я им. – Шрила Прабхупада говорил, что летом может быть жарко, но все же женщина должна готовить, а зимой может быть холодно, но все равно нужно совершать омовение в реке.

Матхуранатха даса сказал:

– Мне нравится пример, который Вы часто приводите, Гуру Махарадж, – сказал он. – И сегодня он как нельзя кстати: “Проповедь подобна горячему сиропу из сахарного тростника. Он такой горячий, что обжигает губы, но такой сладкий, что невозможно оторваться”.

Мы запрыгнули в микроавтобусы и направились в центр города. “Да, это так, – думал я. – Истинная радость от того, что делишься сознанием Кришны с другими, с лихвой покрывает все аскезы и препятствия на этом пути”.

Даже в Мельбурне, где большинству людей нравятся наши харинамы, были те, кто бросал презрительные взгляды, делал грубые замечания и отмахивался от наших приглашений. Некоторые даже звонили городским чиновникам и жаловались на наше пение и рекламу.

В один из особенно жарких дней, одна женщина увидела, как некоторые люди отказываются брать наши приглашения. Она подошла ко мне.

– Все дело в том, – сказала она, – что люди думают, что вы кришнаиты. Они не знают, что вы приглашаете на карнавал. Вы одеты как кришнаиты и поете так же, как они. Просто переоденьтесь, и вы не будете сбивать их с толку.

Преданные изо всех старались сдержать смех, а я вежливо поблагодарил ее за совет.

Несмотря на жару и другие неудобства, преданные не сдавались, и наградой за наши усилия было огромное количество людей, пришедших на программы.

В первый же вечер двухдневного фестиваля в одном из самых престижных залов в центре города пришли 600 гостей. После программы ко мне подошла хорошо одетая женщина.

– Большое вам спасибо за лекцию, – сказала она. – Всю мою жизнь мне не давал покоя вопрос, на который никто не мог дать ответ. И сегодня вечером в своей речи вы ответили на него совершенно.

Прежде чем я успел спросить ее, что же это был за вопрос, она бросилась к столику с книгами, купила Бхагавад-гиту и ушла.

Вечером, когда мы вернулись в храм, я вошел в спальню Шрилы Прабхупады и распростерся в поклоне. Я чувствовал его присутствие в этой священной атмосфере и неожиданно для себя рассказал Шриле Прабхупаде об успехе сегодняшнего вечера. Затем я лег спать.

На следующий день во время харинамы мы встречали много людей, бывших на нашей программе прошлым вечером. Когда мы, воспевая, шли по улице c самыми популярными магазинами города, одна женщина вышла и встала перед преданными.

– Пожалуйста, – попыталась она перекричать ревущий киртан, – я хочу сфотографировать вас.

Несколько наших девушек, танцевавших в первых рядах, оглянулись на меня, как бы спрашивая, что им делать. Мы частенько останавливаем процессию, когда люди хотят сфотографировать нас, но остановиться здесь означало заблокировать улицу с плотным потоком движения.

– Просим прощения, мэм, – крикнул я. – Мы не можем остановиться здесь. Полиция не позволит. Они уже сделали нам несколько предупреждений.

– Мой отец умирает от рака, – ответила она. – Ему осталось жить всего несколько дней. Он увидел из окна квартиры, как вы поете, и заметил, насколько вы все счастливы. Он хотел бы смотреть на вашу фотографию в свой последний час.

Я попросил преданных остановиться. Собралась небольшая толпа зевак, которые смотрели, как девушки танцуют, а ребята играют на барабанах и караталах. Преданные были покрыты потом, но на их лицах сияли широкие улыбки. Женщина сделала несколько снимков.

– Я вам очень благодарна, сэр, – поблагодарила она меня.

Мы пели несколько часов и распространили несколько тысяч приглашений. Когда я заметил, что преданные больше не могут продолжать, я попросил Гаура Хари даса остановить процессию.

– Но у нас осталась еще пара тысяч приглашений, – сказал он.

– Я знаю, – ответил я. – Но не забывай, что сегодня вечером нас ждет ещё и трехчасовая программа.

Когда мы, танцуя и воспевая, возвращались к своим микроавтобусам, владелец большого цветочного киоска напротив муниципалитета осыпал преданных пригоршнями розовых лепестков.

– Продолжайте свое дело, ребята! – крикнул он.

Когда мы расселись по местам, я заметил пожилую пару, ожидающую автобус. Когда мужчина улыбнулся нам, я попросил Сундарананда Гопала даса подозвать его. Мужчина подошел и пожал мне руку.

– Я встречался с вашим духовным учителем, – улыбаясь, сказал он, – основателем вашего движения.

– Неужели? – удивился я.

– Да, – подтвердил он, – в Сан-Франциско в 1967-м.

Все преданные подались вперед. Они почувствовали, что сейчас прольётся нектар.

– Я гулял по району Хейт-Эшбори, – стал рассказывать мужчина. – Проходя мимо витрины одного магазина, я увидел, как он сидит на маленьком помосте и разговаривает с группой молодых людей. Мне стало любопытно, и я вошел внутрь, сел и стал слушать. Он давал прекрасную лекцию о душе. Когда все разошлись, я подошел к нему, и мы с ним проговорили еще 45 минут. Я почувствовал, что впервые в жизни встретил по-настоящему святого человека.

– Спасибо, что поделились с нами, – поблагодарил я.

Когда мы поехали, один преданный повернулся ко мне.

– Гуру Махараджа, – сказал он, – здесь, в Мельбурне мы получаем столько общения со Шрилой Прабхупадой!

Я посмотрел на преданных и подумал о двух месяцах их непрерывного служения.

– Вы заслуживаете этого, – ответил я.

Во второй вечер к нам на программу пришло восемьсот человек. Представление прошло гладко, и в конце люди аплодировали нам стоя. После программы к столику с книгами выстроилась огромная очередь. Люди хотели купить книги и подписать их. Я заметил хорошо одетую пару с дочкой-подростком, которые терпеливо ждали своей очереди. Через 15 минут их очередь подошла.

– Для нас будет большой честью, если вы подпишете нам книгу, – сказал мужчина. – Нам очень понравилось представление, особенно лекция. Мы никогда прежде не слышали, чтобы духовное знание объясняли так ясно и так логично.

– Погодите, вы еще не читали книг моего духовного учителя, – ответил я.

– Мы почти не собирались идти сюда, – сказала его жена. Она посмотрела на свою дочь, которая стояла рядом с ними и улыбалась.

– Мы были не в восторге оттого, что наша дочь питается в вашем ресторане в центре города и часто посещает ваши программы, – сказал мужчина. – Мы думали, что вы опасная секта.

– Но сейчас все изменилось, – добавила жена.

– Да, – подтвердил мужчина. – Мы “даём зелёный свет” ее интересу к вашему движению.

Он протянул мне руку для рукопожатия:

– И мы гордимся ее выбором.

Они ушли, а я повернулся к Матхура-натху.

– Это стоило того, – сказал я. – Все те усилия, которые мы прикладывали последние два месяца, не пропали даром.

Следующим в очереди стоял пожилой человек.

– Я был на программе вашего духовного учителя в Мельбурне в 70-х, – сказал он.

– Удивительно! – ответил я.

– Какие-то студенты стали бросать ему вызов, и обстановка накалилась, – продолжил он, – но он справился превосходно. Он остался невозмутим. Это произвело на меня впечатление.

– Спасибо за ваш рассказ, – ответил я.

– И мне очень понравилось представление сегодня вечером, – добавил он. – Как будто все вы следуете по его стопам.

– Спасибо, – поблагодарил я. – Лучшего отзыва мы не могли бы и желать.

Следующий человек, индиец, протянул мне Бхагавад-Гиту, чтобы я подписал ее.

– Когда мне было восемь лет, мой отец взял меня на встречу со Свами Прабхупадой в Лондоне, – сказал он. – Свами Прабхупада дал мне сладость со своей тарелки.

Матхуранатх, который продавал книги неподалеку, подошел ко мне.

– Гуру Махараджа, – сказал он, – это уже третий человек за сегодня, который встречался со Шрилой Прабхупадой. Не знак ли это от Его Божественной Милости?

– Вполне возможно, – улыбнулся я.

Через час, когда большинство людей уже разошлись, и мы стали собирать наш столик с книгами, подбежал один мужчина.

– Подождите, – выпалил он. – Я хочу купить книгу.

– Рекомендую взять Бхагавад-Гиту, – сказал я и протянул ему экземпляр.

Он вытащил бумажник.

– Вам понравилось представление? – спросил я.

– Представление? – улыбнулся он. – Я не видел его. Я услышал о нем от людей, которые только что вышли отсюда. Они направили меня сюда. Я очень хочу купить книгу и прочитать об этом всё!

В тот вечер я вернулся в комнату Шрилы Прабхупады совершенно без сил. Я едва стоял на ногах, и преданным пришлось помочь мне подняться по лестнице. Я рухнул на кровать и молитвенно сложил ладони, чтобы предоставить Шриле Прабхупаде еще один отчет.

– Мой дорогой духовный учитель, – сказал я, – сегодня вечером к нам на программу пришли 800 человек. Каждому был предложен изысканный прасад, мы продали 32 Бхагавад-Гиты. Многим людям понравилась программа, и они проявили интерес, и эээ….

Я заснул.

Ночью я увидел удивительный сон. Мне приснилось, как я и несколько преданных вернулись в храм после тяжелого дня санкиртаны. Когда мы сидели в комнате для принятия прасада, вбежал преданный и закричал:

– Махараджа! Шрила Прабхупада хочет Вас видеть!

– Что? – удивился я. – Шрила Прабхупада хочет меня видеть?

– Да, – подтвердил он. – Быстрее.

Я зашел в комнату Его Божественной Милости и предложил поклоны.

Шрила Прабхупада улыбался.

– Хорошая работа, – сказал он. – Что будешь делать дальше?

Я на мгновение задумался.

– Шрила Прабхупада, – сказал я, – если Вы не против, я бы хотел ненадолго съездить во Вриндаван, чтобы зарядиться там духовно.

– Очень хорошая идея, – ответил Шрила Прабхупада. – Я поеду с тобой и покажу тебе настоящий Вриндаван.

Неожиданно все мы оказались во Вриндаване на парикраме вместе со Шрилой Прабхупадой.

– Это Кеши Гхат, где Кришна убил демона Кеши, – улыбаясь, рассказывал Шрила Прабхупада. – А там наверху, – показал он тростью, – храм Мадан Мохана, основанный Санатаной Госвами, а в той стороне находится Вамши-ват, место где Кришна играл на флейте, созывая гопи.

Затем сон изменился. Я шел по берегу Ямуны со своим другом Б.Б. Говиндой Махараджем.

– Это была удивительная парикрама, не так ли? – спросил Махараджа.

– Да, – ответил я.

– И что будешь делать теперь? – спросил Махараджа.

– Я бы хотел остаться здесь навсегда, – ответил я.

– Это возможно, – улыбнулся Махараджа, – но чтобы достичь этого, мы должны проповедовать славу Вриндавана до конца жизни.

И тут я проснулся.

Позже этим утром я искал высказывания Шрилы Прабхупады о снах и нашел в книге Хаягривы Свами “Дни во Вриндаване” следующее:

После арати я повторяю свои круги во дворике Радха-Дамодара. Небо начинает светлеть. Иду в комнату Шрилы Прабхупады. Шрута Кирти собирает вещи, а Шрила Прабхупада сидит за своим столом. В комнате больше никого нет. Я предлагаю поклоны.
– Джай! Харе Кришна, – говорит Прабхупада.
– Прошлой ночью я видел удивительный сон, – говорю я.
– О?
– Мне приснился Кришна.
– Это не обычный сон, – говорит он.
– Впервые Кришна приснился мне, – продолжаю я.
– Сны о Кришне и духовном учителе необычны, – отмечает он. – Если духовный учитель дает во сне наставления, им нужно следовать.
– Все было как наяву, – говорю я. – Не как в обычном сне. Когда я проснулся, я помнил все.
– Джай! Когда полностью находишься в сознании Кришны, всегда помнишь о Кришне. Действуешь для Кришны, дышишь для Кришны, видишь и слышишь Кришну, касаешься Кришны и ощущаешь Его вкус, чувствуешь Его запах, видишь во сне Кришну. Кришна – все для Его преданных. Это и есть сознание Кришны.
– Я никогда не забуду этот сон, – говорю я.
– Да. Это благословение Кришны. Никогда не забывай о Кришне.

[ Хаягрива Свами, “Дни во Вриндаване”: Воспоминания о священном городе Индии, глава 5 ]

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *